В небо в юбке: в России впервые появятся военные летчицы

0 Просмотр Нет комментариев

До сих пор бытует мнение, что управлять серьезной техникой, такой как самолет, — не женское занятие. И это несмотря на то, что во всем мире тысячи женщин летают на всех типах самолетов, включая боевые. Наше государство до последнего времени женщин, пристально вглядывающихся в небо, не поддерживало. Но теперь все будет по-другому. Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что этой осенью впервые в России девушки станут курсантками Краснодарского высшего военного авиаучилища.

О том, что россиянки хотят получить право наравне с мужчинами проходить срочную военную службу, а многие хотят быть летчиками, но в летные училища их не принимают, говорила в конце июля уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Тогда омбудсвумен усомнилась, что в ближайшем будущем что-то изменится. И оказалось, напрасно. Сергей Шойгу в минувшие выходные обрадовал представительниц женской части человечества, желающих встать в один боевой строй со своими гендерными антиподами: «Есть огромное количество девушек, которые хотели бы стать военными летчицами, мы получали сотни писем, поэтому приняли решение: в этом году мы будем набирать первую группу девушек в Краснодарское военное авиационное училище». По словам министра, на обучение профессии военных летчиц примут пока 15 девушек. Группа начнет занятия с 1 октября.

Сегодня Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, основанное в 1938 году, готовит для Вооруженных сил РФ военных летчиков по 5 специальностям: летчик истребительной авиации, фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации, военно-транспортной авиации, дальней авиации и морской ракетоносной и противолодочной авиации. Срок обучения — 5 лет. К слову, во время Великой Отечественной войны здесь осуществлялась ускоренная подготовка летчиков за полгода.

Кандидаты на обучение кроме необходимых баллов ЕГЭ (математика — 27 баллов, русский язык — 36 баллов и физика — 36 баллов) должны обладать профпригодностью (ее определят специалисты, изучив кандидатов с точки зрения социальной психологии и психофизиологии) и, конечно же, крепким здоровьем и физической силой. Возможно, девушкам при проверке уровня их физподготовки будет сделана скидка, но если они претендуют на полное равенство с юношами, то им придется сдать подтягивание на перекладине, а также сдать бег на 100 метров и на 3 километра. Каждое испытание оценивается по 100-балльной системе, и если кандидат покажет результат меньше 25 баллов, то с мечтой стать военным летчиком придется расстаться. Возможно, даже навсегда — в училище есть возрастные ограничения: кандидату должно быть не более 22 лет, если он не проходил военную службу.

Между тем количество женщин-пилотов в мире, если учитывать не только профессионалов, но и любителей, огромное количество. И популярность летного дела у представительниц слабого пола неслабо растет. Не всегда это продиктовано желанием посвятить себя этой профессии. Например, в США интерес женщин к авиации сильно возрос, когда штурвал взяла в руки Анджелина Джоли. Что касается профессионалов, то в западных странах женщин можно увидеть за штурвалами огромных «Боингов» в качестве не только вторых пилотов, но и командиров. Им давно подвластны даже стратегические бомбардировщики.

У нас же, когда мы говорим о женщинах-летчицах, чаще всего вспоминаются имена харьковчанки Валентины Гризодубовой, москвички Марины Расковой и запорожанки Полины Осипенко. Втроем в составе экипажа самолета АНТ-37 «Родина» в далеком 1938 году они совершили перелет из Москвы на Дальний Восток, время в пути заняло 26 часов 29 минут. За этот полет тройка пилотесс получила звания Героев Советского Союза.

Первой же российской летчицей является Лидия Зверева, дочь генерала русской армии, героя войны на Балканах 1877–1978 годов Виссариона Зверева, родившаяся в 1890 году в Санкт-Петербурге. Родные видели ее в будущем светской дамой, покоряющей аристократические салоны. Но Зверева мечтала покорить небо. Первый свой «полет» она совершила, будучи еще ребенком: съехала с крыши сарая с зонтиком. Когда повзрослела, поднялась в воздух сначала на воздушном шаре, а потом окончила авиашколу. В 1911 году, когда Зверева первой сдала экзамен на звание пилота, авиатриссами стали еще три русские женщины: Евгения Анатра, артистка Любовь Голанчикова и княгиня Евгения Шаховская. В те годы авиация больше использовалась в качестве шоу. Риск был огромный, а денег пилоты получали немного, порой нечем было расплатиться за гостиницу. Позже Зверева вместе со своим мужем занялась конструированием самолетов, принимала участие в испытании первых истребителей. По иронии судьбы, сколь опасна ни была профессия летчицы, скончалась Зверева от тифа.

Сегодняшние наши женщины-пилоты очень разные — есть те, кто управляет маленькими самолетами, и те, кто держит в руках штурвал огромного Airbus A320, есть мусульманки, чемпионки высшего пилотажа, звезды шоу-бизнеса, модели. В российской гражданской авиации, что представлена в основном мужчинами, трудятся порядка 30 женщин-пилотов. Что касается военной авиации, то во время Великой Отечественной войны женщины успешно служили в полках ночных бомбардировщиков ПО-2, немцы даже прозвали их «ночными ведьмами». Но тогда был Осоавиахим, где они могли обучаться. А вот по окончании войны двери военной авиации для женщин захлопнулись. Есть пример, когда девушка, пытавшаяся осуществить мечту всей жизни, дошла до главкома ВВС. Но ей так и не удалось прорваться через недоверие к ее возможностям, что исходило от коллег-мужчин, считавших небо чисто мужской территорией.

Источник

Об авторе

Похожие статьи

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)